Рейтинг кредитоспособности Аэрофлота на уровне «А+»

05-05-2010

Рейтинг кредитоспособности Аэрофлота на уровне «А+»

16 декабря 2008 г., Москва. - Рейтинговое агентство AK&M подтвердило кредитный рейтинг ОАО «Аэрофлот» по национальной шкале на уровне «А+» с позитивными перспективами. Это означает, что авиакомпания относится к классу заемщиков с высоким уровнем надежности. Риск несвоевременного выполнения обязательств незначительный.

Как сказано в отчете агентства, Аэрофлот является крупнейшей и наиболее известной авиакомпанией России и характеризуется высоким спросом на услуги.   Приоритетным направлением деятельности являются международные пассажирские перевозки. По количеству перевезенных пассажиров на международных линиях по итогам 2007 года доля группы Аэрофлот составляет 28,5%, а на внутренних – 17,6%.

Компания характеризуется низким уровнем долговой нагрузки. Долговые обязательства Аэрофлота по-прежнему адекватно обеспечены денежными потоками и активами. Годовой денежный поток компании достаточен для осуществления выплат по кредитам и лизинговым платежам. Согласно отчетности по МСФО краткосрочный долг Аэрофлота (с учетом финансовой аренды) сократился на 29% до $198,8 млн. Долгосрочные обязательства увеличились на 98% до $910,7 млн. Совокупный объем кредитов и займов с учетом финансовой аренды вырос на 50% до $1009,5 млн. Соотношение EBITDA к суммарному долгу компании по МСФО (кредиты и займы с учетом обязательств по финансовой аренде) в течение 2007 года снизилось с 0,697 до 0,561, что свидетельствует о незначительном росте долговой нагрузки. Отношение EBITDA к краткосрочному долгу выросло с 1,83 до 3,69. Таким образом, несмотря на рост обязательств, особенно краткосрочных, средств компании по-прежнему вполне достаточно для покрытия текущих обязательств.

Коэффициент Interest coverage ratio, характеризующий уровень покрытия процентов денежным потоком EBIT, в 2007 году демонстрировал небольшое снижение с 14,0 по итогам 2006 года до 11,4. Тем не менее, объемы прибыли компании до налогообложения и выплаты процентов многократно превосходят расходы на обслуживание долга. 

Аэрофлот продолжает демонстрировать высокую эффективность деятельности, Так, в соответствии с МСФО в 2007 году рост операционной прибыли составил 50% (до $578 млн.). Операционные расходы возросли на 24%. Чистая прибыль увеличилась на 21% и составила $314,4 млн. EBITDA возросла до $734 млн или на 42%. Рентабельность продаж при этом сократилась с 8,6% в 2006 году до 8,2% по итогам 2007 года. Рентабельность активов (ROA) составила 9,2%, а рентабельность собственного капитала (ROE) – 26,4%. В целом данные показатели свидетельствуют о высокой финансовой успешности авиакомпании.

Сохранение позитивной динамики доходов Аэрофлота на фоне снижения рентабельности подтверждают и результаты деятельности компании по РСБУ. Так, выручка компании по РСБУ за январь-сентябрь 2008 года составила 72328 млрд руб., что на 29,6% выше уровня 9 месяцев 2007 года. Чистая прибыль ОАО «Аэрофлот» за 9 месяцев текущего года по РСБУ составила 6,141 млрд руб., что на 5,6% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Валовая прибыль авиакомпании увеличилась на 14,6% - до 12,793 млрд руб. Прибыль до налогообложения составила 9,116 млрд руб., что на 4,6% выше результатов 9 месяцев 2007 года. Рентабельность продаж при этом снизилась с 10,4% до 8,7%.

Данные января-октября 2008 года позволяют ожидать роста показателей по итогам текущего года. Так, за десять месяцев 2008 года объем пассажирских перевозок составил 7913 тыс. пассажиров, что на 14,6% больше, чем было перевезено в январе-октябре 2007 года. Рост пассажирооборота составил 11%. Процент занятости пассажирских кресел составил 72,4%, а процент коммерческой загрузки 60,4%.

Компания характеризуется высоким уровнем информационной открытости. Аэрофлот является одной из наиболее информационно-прозрачных компаний России. Информация о деятельности компании и основных событиях, а также ежеквартальные отчеты и другая требуемая законодательством информация регулярно публикуется в СМИ. При этом необходимо отметить высокое качество и информативность раскрываемых отчетов. Кроме того, Аэрофлот продолжает проводить активную работу по повышению уровня корпоративной культуры, что позволяет рассчитывать, что открытость компании в дальнейшем будет повышаться.

Среди факторов, сдерживающих рейтинговую оценку, можно отметить неблагоприятную макроэкономическую конъюнктуру. Мировой финансовый кризис приводит к падению спроса на авиаперевозки из-за снижения уровня доходов населения, политики экономии на издержках, проводимой на предприятиях, и прочих причин. Кроме того, рост расходов становится тяжелее компенсировать с помощью повышения стоимости билетов.

Существенно обостряется ценовая конкуренция. Рост издержек и падение спроса на авиаперевозки может привести к снижению прибыли авиакомпании. Кроме того, кризис в банковском секторе может негативно отразиться на финансировании инвестиционных проектов Аэрофлота за счет заемного капитала.

Тенденции последних лет свидетельствуют о существенном повышении уровня конкуренции в отрасли авиаперевозок, что также расценивается как фактор риска. Доля компании на рынке международных пассажирских перевозок в последние годы снижается, что обусловлено продолжающимся ростом конкуренции.   Повысить уровень конкурентоспособности Аэрофлота должно продолжающееся обновление авиапарка, а также завершение строительства современного аэровокзального комплекса Шереметьево-3.

В условиях нестабильности цен на нефть на мировых рынках на финансовое положение ОАО «Аэрофлот» сильное влияние оказывают цены на авиатопливо.   Вместе с тем, наблюдающееся падение цен на нефть во II полугодии 2008 года в дальнейшем может привести к уменьшению затрат компании на топливо. Зависимость доходов Аэрофлота от данного волатильного показателя повышает риски компании в планировании операционной деятельности.

Для Аэрофлота по-прежнему характерна высокая подверженность валютным рискам. Часть доходов и расходов компании номинированы в иностранной валюте, что обуславливает влияние на деятельность компании процессов курсообразования на валютном рынке внутри страны и за рубежом, а также повышает подверженность рискам, связанным с возможными изменениями в валютном регулировании (например, в части продажи валютной выручки). При этом по сравнению с 2006 годом доля эксплуатационных расходов в иностранной валюте сократилась еще на 6 пунктов.  Отдельно можно отметить, что компания снижает валютные риски за счет контроля над балансом денежных потоков.