Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за девять месяцев 2014 года

01-12-2014

Москва, 1 декабря 2014 г. – Группа «Аэрофлот» (далее «Группа», тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала консолидированную финансовую отчетность по итогам девяти месяцев, закончившихся 30 сентября 2014 года, в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Ключевые финансовые результаты Группы за 9 месяцев 2014 года:

  • Выручка достигла 236 698 млн руб., увеличившись на 6,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года;
  • Показатель EBITDAR составил 40 180 млн руб. или 17,0% от выручки;
  • Показатель EBITDA составил 23 559 млн руб. или 10,0% от выручки;
  • Чистый убыток составил 3 563 млн руб.;
  • Скорректированная чистая прибыль[1] составила 12 907 млн руб.

Шамиль Курмашов, заместитель генерального директора по финансам и управлению сетью и доходами ОАО «Аэрофлот», прокомментировал:

«Несмотря на ухудшение экономической и геополитической ситуации, Аэрофлот и его дочерние компании успешно нарастили объемы пассажирских перевозок на внутренних авиалиниях, а также на большей части международных направлений, что обеспечило рост выручки Группы по сравнению с показателями прошлого года.

В то же время в третьем квартале российские авиаперевозчики столкнулись с серьезными вызовами, главными из которых стали значительное снижение курса рубля к основным валютам, продолжающееся ослабление потребительского спроса и спад на рынке международного туризма. Данные факторы, часть из которых имели разовый характер, оказали влияние на финансовый результат. Без учета убытка по курсовым разницам Группа оставалась прибыльной как по итогам девяти месяцев, так и в третьем квартале 2014 года.

В этих условиях приоритетами Группы «Аэрофлот» являются оптимизация провозных мощностей и маршрутной сети, контроль над операционными расходами и эффективное управление финансовыми рисками. Мы уверены, что российский рынок авиаперевозок сохраняет существенный долгосрочный потенциал роста. Именно поэтому в текущем году Аэрофлот продолжал модернизировать свой парк воздушных судов, который на сегодня является самым молодым в мире, а также запустил новый проект в области бюджетных авиаперелетов под брендом «Победа», который значительно укрепит позиции Группы на рынке, обеспечив качественное предложение для чувствительных к цене потребителей».

Основные финансовые показатели по итогам 9 месяцев 2014 года

 

 

Млн руб., если не указано иное

 
 

9 мес. 2014 г.

 
 

9 мес. 2013 г.

 
 

Изменение

 
 

Выручка

 
 

236 698

 
 

222 353

 
 

6,5%

 
 

EBITDAR[2]

 
 

40 180

 
 

49 810

 
 

(19,3%)

 
 

Рентабельность

 
 

17,0%

 
 

22,4%

 
 

(5,4 п.п.)

 
 

EBITDA 1

 
 

23 559

 
 

35 764

 
 

(34,1%)

 
 

Рентабельность

 
 

10,0%

 
 

16,1%

 
 

(6,1 п.п.)

 
 

Операционная прибыль

 
 

13 662

 
 

26 870

 
 

(49,2%)

 
 

Рентабельность

 
 

5,8%

 
 

12,1%

 
 

(6,3 п.п.)

 
 

Прибыль/(убыток) за период

 
 

(3 563)

 
 

17 237

 
 

-

 
 

Рентабельность

 
 

-

 
 

7,8%

 
 

-

 
 

Скорректированная прибыль за период[3]

 
 

12 907

 
 

20 284

 
 

(36,4%)

 
 

Рентабельность

 
 

5,5%

 
 

9,1%

 
 

(3,6 п.п.)

 

Выручка

 

 

Млн руб., если не указано иное

 
 

9 мес. 2014 г.

 
 

9 мес. 2013 г.

 
 

Изменение

 
 

Выручка от пассажирских перевозок

 
 

202 174

 
 

190 621

 
 

6,1%

 
 

   в т.ч. регулярные перевозки

 
 

188 834

 
 

177 534

 
 

6,4%

 
 

            чартерные перевозки

 
 

13 340

 
 

13 087

 
 

1,9%

 
 

Грузовые перевозки

 
 

5 968

 
 

7 269

 
 

(17,9%)

 
 

Прочая выручка

 
 

28 556

 
 

24 463

 
 

16,7%

 
 

Выручка итого

 
 

236 698

 
 

222 353

 
 

6,5%

 

За 9 месяцев 2014 года выручка Группы «Аэрофлот» увеличилась на 6,5% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и составила 236 698 млн руб., что в основном обеспечено ростом выручки от регулярных пассажирских перевозок и прочей выручки.

На фоне роста пассажиропотока Группы на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 6,4% и составила 188 834 млн руб. Выручка от чартерных перевозок увеличилась на 1,9% до 13 340 млн руб. Замедление темпов роста выручки от чартерных перевозок связано с общей рыночной динамикой в данном сегменте и отказом ОАО «Аэрофлот» от перевозок по блок-чартерным договорам как наименее доходного сегмента загрузки.

Выручка от грузовых перевозок сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2013 года главным образом в связи с решением ОАО «Аэрофлот» приостановить деятельность своего парка грузовых самолетов в 2013 году и осуществлять грузоперевозки в багажных отделениях пассажирских самолетов.

Увеличение прочей выручки на 16,7% до 28 556 млн руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в основном обусловлено ростом доходов по соглашениям с авиакомпаниями, доходов от программы «Аэрофлот-Бонус» и заправки топливом. 

 

Операционные расходы

 

 

Млн руб., если не указано иное

 
 

9 мес. 2014 г.

 
 

9 мес. 2013 г.

 
 

Изменение 

 
 

Обслуживание воздушных судов и пассажиров

 
 

45 361

 
 

39 606

 
 

14,5%

 
 

Расходы на оплату труда

 
 

38 225

 
 

31 741

 
 

20,4%

 
 

Расходы по операционной аренде

 
 

16 621

 
 

14 046

 
 

18,3%

 
 

Техническое обслуживание воздушных судов

 
 

16 430

 
 

13 974

 
 

17,6%

 
 

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы

 
 

14 303

 
 

14 143

 
 

1,1%

 
 

Амортизация

 
 

8 761

 
 

7 865

 
 

11,4%

 
 

Таможенные пошлины

 
 

1 136

 
 

1 029

 
 

10,4%

 
 

Прочие расходы

 
 

17 461

 
 

13 719

 
 

27,3%

 
 

Операционные расходы за исключением авиационного топлива

 
 

158 298

 
 

136 123

 
 

16,3%

 
 

Расходы на авиационное топливо

 
 

64 738

 
 

59 360

 
 

9,1%

 
 

Операционные расходы

 
 

223 036

 
 

195 483

 
 

14,1%

 

 

Операционные расходы за 9 месяцев 2014 года увеличились на 14,1% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года до 223 036 млн руб. в основном в связи с расширением масштабов деятельности Группы, а также значительными разовыми факторами. Кроме того, на динамику операционных расходов существенное влияние оказало изменение курса рубля к основным мировым валютам.

Расходы на авиационное топливо за 9 месяцев 2014 года увеличились на 9,1% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и составили 64 738 млн руб. Данный рост связан с динамикой цен на нефть и авиакеросин, ослаблением курса рубля, а также с увеличением объемов перевозок Группы, расширением парка воздушных судов и добавлением новых маршрутов.

Операционные расходы, за исключением авиационного топлива, увеличились на 16,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 158 298 млн руб.

Расходы на обслуживание воздушных судов и расходы по обслуживанию пассажиров составили 45 361 млн руб., увеличившись на 14,5%, что в основном связано с расширением масштабов деятельности, ростом объемов перевозок, а также с влиянием валютного курса.

Расходы на оплату труда увеличились на 20,4% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года до 38 225 млн руб., что объясняется ростом численности персонала, увеличением объемов работ, резерва по отпускам и индексацией заработных плат в конце 2013 года.

Расходы по операционной аренде составили 16 621 млн руб., увеличившись на 18,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в основном за счет изменения курса рубля к мировым валютам, а также расширения парка воздушных судов Группы.

Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 17,6% до 16 430 млн руб. в основном за счет изменения курса валют, а также роста тарифов.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы составили 14 303 млн руб., изменившись незначительно по сравнению с прошлым годом.

Расходы на амортизацию увеличились на 11,4% и составили 8 761 млн руб. Расходы на таможенные пошлины увеличились на 10,4% до 1 136 млн руб. Рост данных показателей связан с расширением парка воздушных судов Группы.

Прочие расходы составили 17 461 млн руб., увеличившись на 27,3% по сравнению аналогичным периодом 2013 года, в основном за счет начисления резервов под обесценение дебиторской задолженности, досрочный возврат воздушных судов, а также за счет роста расходов на услуги связи и систем бронирования.

В результате влияния вышеуказанных факторов операционная прибыль Группы за 9 месяцев 2014 года составила 13 662 млн руб. (5,8% от выручки). Показатель EBITDAR составил 40 180 млн руб. (17,0% от выручки).

 

Неоперационные прибыли и убытки

 

 

Млн руб., если не указано иное

 
 

9 мес. 2014 г.

 
 

9 мес. 2013 г.

 
 

Изменение

 
 

Прибыль от операционной деятельности

 
 

13 662

 
 

26 870

 
 

(49,2%)

 
 

Финансовые доходы

 
 

1 684

 
 

2 321

 
 

(27,4%)

 
 

Финансовые расходы

 
 

(18 609)

 
 

(7 300)

 
 

154,9%

 
 

Доля в финансовых результатах компаний, учитываемых методом долевого участия

 
 

22

 
 

36

 
 

(38,9%)

 
 

(Убыток)/прибыль до налогообложения

 
 

(3 241)

 
 

21 927

 
 

-

 
 

Налог на прибыль

 
 

(322)

 
 

(4 690)

 
 

(93,1%)

 
 

(Убыток)/прибыль за период

 
 

(3 563)

 
 

17 237

 
 

-

 
 

Рентабельность прибыли

 
 

-

 
 

7,8%

 
 

-

 
 

Скорректированная прибыль за период[4]

 
 

12 907

 
 

20 284

 
 

(36,4%)

 
 

Рентабельность скорректированной прибыли

 
 

5,5%

 
 

9,1%

 
 

(3,6 п.п.)

 

 

За 9 месяцев 2014 года финансовые доходы сократились на 27,4%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что объясняется снижением прибыли по инструментам хеджирования.

 

 

Увеличение финансовых расходов до 18 609 млн руб. по итогам 9 месяцев 2014 года в основном связано с убытком от курсовых разниц в размере 14 091 млн руб., преимущественно за счет переоценки обязательств по финансовому лизингу, увеличением процентных расходов (3 360 млн руб.) и убытком по инструментам хеджирования (845 млн руб.).

В результате влияния вышеуказанных факторов чистый убыток Группы за 9 месяцев 2014 года составил 3 563 млн руб.

Чистая прибыль, скорректированная на убытки от курсовых разниц вследствие переоценки обязательств по финансовому лизингу, а также начисление резервов по дебиторской задолженности, возврату воздушных судов и прочие единоразовые эффекты, за 9 месяцев 2014 года составила 12 907 млн руб.

Долговая нагрузка

 

 

Млн руб., если не указано иное

 
 

30 сен. 2014 г.

 
 

31 дек. 2013 г.

 
 

Изменение

 
 

Кредиты и займы

 
 

12 892

 
 

13 406

 
 

(3,8%)

 
 

Финансовая аренда

 
 

108 655

 
 

72 036

 
 

50,8%

 
 

Пенсионные обязательства

 
 

715

 
 

707

 
 

1,1%

 
 

Таможенные пошлины

 
 

235

 
 

436

 
 

(46,1%)

 
 

Общий долг

 
 

122 497

 
 

86 585

 
 

41,5%

 
 

Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции

 
 

30 693

 
 

18 933

 
 

62,1%

 
 

Чистый долг

 
 

91 804

 
 

67 652

 
 

35,7%

 
 

Чистый долг/EBITDA[5]

 
 

4,7х

 
 

2,1х

 
 

-

 

 

Рост общего долга на 41,5% за 9 месяцев, завершившихся 30 сентября 2014 года, до 122 498 млн руб. связан преимущественно с увеличением обязательств по контрактам финансовой аренды, номинированным в иностранной валюте, вследствие изменения курса рубля по отношению к доллару и евро.

По состоянию на 30 сентября 2014 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным Группе «Аэрофлот» в крупнейших российских и международных банках, составлял 26 480 млн руб.

 

Конференц-звонок и вебкаст по результатам за 9 месяцев 2014 года

Сегодня Аэрофлот проведет конференц-звонок и вебкаст для инвесторов и аналитиков с участием Шамиля Курмашова, заместителя генерального директора по финансам и управлению сетью и доходами ОАО «Аэрофлот» и Джорджио Каллегари, заместителя генерального директора по стратегии и альянсам ОАО «Аэрофлот».

Время начала звонка и вебкаста: 17:00 по Московскому времени (14:00 по Лондону, 9:00 по Нью-Йорку).

Телефонные номера для подключения к конференции и ссылка на вебкаст приведены ниже.

Номера для подключения к звонку:

+7 495 705 9450 – Россия

+ 44 20 3427 1919 – Великобритания


+1 646 254 3363 – США

Бесплатные (toll free) номера:

0 800 279 5736 – Великобритания

1 877 280 2342 – США

Номер конференции: 2733623

Ссылка на вебкаст:

www.audio-webcast.com/cgi-bin/visitors.ssp

 

Расшифровка записи конференц-звонка будет опубликована на веб-сайте Компании www.aeroflot.ru.

Контакты для инвесторов:

Аэрофлот

Отдел по связям с инвесторами

+7 (495) 258-06-86

ir@aeroflot.ru

Контакты для СМИ:

Аэрофлот

Пресс-служба

+7 (495) 752-90-71

+7 (499) 500-73-87

+7 (495) 753-86-39

presscentr@aeroflot.ru

Справочная информация:

АЭРОФЛОТ — лидер воздушного транспорта России, член глобального авиационного альянса SkyTeam. Совокупная маршрутная сеть альянса насчитывает 1052 пункта в 177 странах. В 2013 году Аэрофлот перевез 20,9 млн человек, а с учетом авиакомпаний Группы «Аэрофлот» — 31,4 млн.

Аэрофлот в 2014 году в третий раз стал обладателем престижной международной премии SkyTrax World Airline Awards в категории «Лучшая авиакомпания Восточной Европы».

Аэрофлот располагает самым молодым самолетным парком в мире (среди крупных авиакомпаний), который насчитывает 152 воздушных судна. Аэрофлот базируется в Москве, в международном аэропорту Шереметьево.

Аэрофлот входит в число мировых лидеров по обеспечению безопасности полетов. Коэффициент программы Европейской комиссии SAFA у Аэрофлота соответствует уровню ведущих мировых авиакомпаний.

Аэрофлот первым из российских перевозчиков вошел в реестр операторов IOSA и постоянно подтверждает этот сертификат. Авиакомпания успешно прошла аудит безопасности наземного обслуживания ISAGO. Интегрированная система менеджмента ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» сертифицирована по стандартам ISO 9001:2008 и ISO 14001:2004.

 

 



 

 

[1] Чистая прибыль, скорректированная на убытки от курсовых разниц вследствие переоценки обязательств по финансовому лизингу, а также на начисление резервов по дебиторской задолженности, возврату воздушных судов и прочие единоразовые эффекты. 

 

 

 

[2] EBITDA до вычета расходов по операционной аренде. EBITDA = прибыль от операционной деятельности + амортизация + таможенные пошлины.

 

 

 

[3] Чистая прибыль, скорректированная на убытки от курсовых разниц вследствие переоценки обязательств по финансовому лизингу, а также на начисление резервов по дебиторской задолженности, возврату воздушных судов и прочие единоразовые эффекты.

 

 

 

[4] Чистая прибыль, скорректированная на убытки от курсовых разниц вследствие переоценки обязательств по финансовому лизингу, а также на начисление резервов по дебиторской задолженности, возврату воздушных судов и прочие единоразовые эффекты.

 

 

 

[5] На основе консолидированного показателя EBITDA за 12 месяцев.