Аэрофлот объявляет дату публикации финансовых результатов по МСФО за 12 месяцев 2014 г.

19-02-2015

 

Москва, 2 марта 2015 г. – Группа «Аэрофлот» (далее «Группа», тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала аудированную финансовую отчетность за год, закончившийся 31 декабря 2014 г., подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности

Ключевые финансовые результаты Группы за 2014 год:

  • Выручка достигла 319 771 млн руб., увеличившись на 9,9% по сравнению с 2013 годом на фоне роста пассажиропотока на 10,7%;
  • Показатель EBITDAR[1] составил 48 674 млн руб. или 15,2% от выручки;
  • Скорректированная чистая прибыль[2] составила 10 844 млн руб.

Шамиль Курмашов, заместитель генерального директора по финансам и управлению сетью и доходами ОАО «Аэрофлот», прокомментировал:

«В 2014 году несмотря на нестабильную макроэкономическую ситуацию Группа «Аэрофлот» продолжила развиваться и увеличила количество перевезенных пассажиров на 10,7% до 34,7 млн человек. Рост пассажиропотока Группы преимущественно обусловлен развитием внутренних перевозок, а также ростом количества пассажиров на основных международных направлениях. При этом в четвертом квартале, несмотря на значительное ухудшение внешнеэкономических факторов, Группа «Аэрофлот» показала опережающую помесячную динамику операционных показателей по сравнению с авиатранспортной отраслью. В частности, в декабре рост общего пассажиропотока Группы составил 16,0% на фоне роста количества пассажиров на внутренних авиалиниях на 35,5%. Рост пассажиропотока определил рост выручки Группы на 9,9% в 2014 году.

Во второй половине 2014 года российские авиаперевозчики столкнулись с серьезными внешними вызовами, главными из которых стали значительное снижение курса рубля и как следствие ослабление потребительского спроса и спад на рынке международного туризма, что оказало влияние на годовые финансовые результаты Группы.

Группа показала положительную операционную прибыль несмотря на действие внешнеэкономических факторов, что связано с нашим фокусом на эффективности и контроле над расходами. Переоценка обязательств по финансовому лизингу и прочие единоразовые «бумажные» корректировки, в том числе связанные с курсовыми разницами, привели к чистому убытку Группы по МСФО в размере 17,1 млрд рублей. Скорректированная на влияние указанных факторов чистая прибыль Группы по МСФО составила 10,8 млрд рублей.

Мы уверены в существенном долгосрочном потенциале российского рынка авиаперевозок и соответствии нашей стратегии и тактики текущим внешним вызовам. Диверсификация сегментов присутствия Группы и развитие направления бюджетных перевозок, сбалансированная география маршрутной сети, партнерства с международными компаниями, подкрепленные нашими программами по оптимизации издержек и повышению производительности будут поддерживать наши результаты и позволят снизить негативное влияние внешней среды».     

Основные производственные показатели

    2014 г. 2013 г. Изменение
Пассажиропоток, тыс. чел.   34 735 31 391 10,7%
- международные перевозки   17 096 17 391 (1,7%)
- внутренние перевозки   17 640 13 999 26,0%
Пассажирооборот, млн пкм   90 075 85 273 5,6%
- международные перевозки   55 107 56 113 (1,8%)
- внутренние перевозки   34 968 29 161 19,9%
Предельный пассажирооборот, млн ккм   115 834 109 064 6,2%
- международные перевозки   72 219 71 530 1,0%
- внутренние перевозки   43 615 37 534 16,2%
Занятость кресел   77,8% 78,2% (0,4 п.п.)
- международные перевозки   76,3% 78,4% (2,1 п.п.)
- внутренние перевозки   80,2% 77,7% 2,5 п.п.

Общее количество пассажиров, перевезенных авиакомпаниями Группы «Аэрофлот» в 2014 году составило 34,7 млн человек, что на 10,7% превышает результат прошлого года. На внутренних авиалиниях пассажиропоток вырос на 26,0% при увеличении процента занятости пассажирских кресел на 2,5 п.п., в основном в связи с увеличением частот полетов и провозных емкостей на наиболее востребованных направлениях.

Основные финансовые показатели

Млн руб., если не указано иное 2014 г. 2013 г. Изменение
Выручка 319 771 290 956 9,9%
EBITDAR[3] 48 673 51 026 (4,6%)
Рентабельность по EBITDAR 15,2% 17,5% (2,3 п.п.)
EBITDA 1 24 839 31 849 (22,0%)
Рентабельность по EBITDA 7,8% 10,9% (3,1 п.п.)
Операционная прибыль 11 268 19 795 (43,1%)
Рентабельность по опер. прибыли 3,5% 6,8% (3,3 п.п.)
Прибыль/(убыток) за период (17 146) 7 335 -
Рентабельность по чистой прибыли - 2,5% -
Скорректированная прибыль за период[4] 10 844 15 944 (32,0%)
Рентабельность по чистой прибыли 3,4% 5,5% (2,1 п.п.)

Выручка

Млн руб., если не указано иное 2014 г. 2013 г. Изменение
Выручка от пассажирских перевозок 268 636 247 768 8,4%
в т.ч. регулярные перевозки 253 613 230594 10,0%
чартерные перевозки 15 023 17174 (12,5%)
Грузовые перевозки 8 718 9778 (10,8%)
Прочая выручка 42 417 33410 27,0%
Выручка итого 319 771 290956 9,9%

В 2014 году выручка Группы «Аэрофлот» увеличилась на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и составила 319 771 млн руб., что в основном обеспечено ростом выручки от регулярных пассажирских перевозок и прочей выручки.

На фоне роста пассажиропотока Группы на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 10,0% и составила 253 613 млн руб. Выручка от чартерных перевозок снизилась на 12,5% до 15 023 млн руб., что связано с общей рыночной динамикой в данном сегменте.

Выручка от грузовых перевозок сократилась по сравнению с предыдущим годом главным образом в связи с решением ОАО «Аэрофлот» приостановить деятельность своего парка грузовых самолетов в 2013 году и осуществлять грузоперевозки в багажных отделениях пассажирских самолетов.

Прочая выручка увеличилась на 27,0% по сравнению с предыдущим годом до 42 417 млн руб., что в основном обусловлено ростом доходов по соглашениям с авиакомпаниями, доходов от программы «Аэрофлот Бонус» и заправки топливом. 

Операционные расходы

Млн руб., если не указано иное 2014 г. 2013 г. Изменение
Обслуживание воздушных судов и пассажиров 61 070 52 830 15,6%
Расходы на оплату труда 52 148 45 349 15,0%
Расходы по операционной аренде 23 834 19 177 24,3 %
Техническое обслуживание воздушных судов 19 224 20 374 (5,6%)
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы 22 206 21 471 3,4%
Амортизация и таможенные пошлины 13 571 12 054 12,6%
Прочие расходы 29 251 20 778 40,8%
Операционные расходы за исключением авиационного топлива 221 304 192 033 15,2%
Расходы на авиационное топливо 87 199 79 128 10,2%
Операционные расходы итого 308 503 271 161 13,8%

Расходы на авиационное топливо в 2014 году увеличились на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и составили 87 199 млн руб. Данный рост связан с динамикой цен на нефть и авиакеросин, ослаблением курса рубля, а также увеличением объемов перевозок Группы, расширением парка воздушных судов и добавлением новых маршрутов.

Операционные расходы, за исключением авиационного топлива, увеличились на 15,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 221 304 млн руб.

Расходы на обслуживание воздушных судов и расходы по обслуживанию пассажиров составили 61 070 млн руб., увеличившись на 15,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, что в основном связано с изменением курса рубля к мировым валютам (+7,7%), расширением масштабов деятельности и объемов перевозок (+3,0%), а также изменением тарифов на услуги (+4,9%).

Расходы на оплату труда увеличились на 15,0% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года до 52 148 млн руб. Динамика показателя обусловлена ростом численности персонала Группы и увеличением объемов работ (+4,3%), индексацией заработных плат в конце 2013 года (+2,2%), а также действием прочих факторов (+8,5%), в том числе пересмотром системы мотивации в дочерних авиакомпаниях с целью приведения ее в соответствие со стандартами ОАО «Аэрофлот».

Расходы по операционной аренде составили 23 834 млн руб., увеличившись на 24,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в основном за счет изменения курса рубля к мировым валютам (+16,2%), а также расширения парка воздушных судов Группы в течение года (+7,0%).

Расходы на техническое обслуживание воздушных судов снизились на 5,6% до 19 224 млн руб. в основном в связи с капитализацией части затрат на ремонт, изменением программы ремонтов в результате вывода из эксплуатации судов MD-11 и ИЛ-96.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы составили 22 206 млн руб., изменившись незначительно по сравнению с прошлым годом.

Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились на 12,6% и составили 13 571 млн руб., что связано с расширением парка воздушных судов Группы.

Прочие расходы составили 29 251 млн руб., увеличившись на 40,8% по сравнению аналогичным периодом 2013 года, в основном за счет начисления резервов под обесценение дебиторской задолженности.

В результате влияния вышеуказанных факторов операционная прибыль Группы за за 2014 год составила 11 268 млн руб. (3,5% от выручки). Показатель EBITDAR составил 48 673 млн руб. (15,2% от выручки).

Неоперационные прибыли и убытки

Млн руб., если не указано иное 2014 г. 2013 г. Изменение
Прибыль от операционной деятельности 11 268 19 795 (43,1%)
Финансовые доходы 2 471 2 686 (8,0%)
Финансовые расходы (28 399) (8 814) 222,2%
Реализация результата хеджирования (1 723) - -
Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий 31 37 (16,2%)
(Убыток)/прибыль до налогообложения (16 352) 13 704 -
Расходы по налогу на прибыль (794) (6 369) (87,5%)
(Убыток)/прибыль за год (17 146) 7 335 -
Рентабельность прибыли - 2,5% -
Скорректированная прибыль за год[5] 10 844 15 944 (32,0%)
Рентабельность скорректированной прибыли 3,4% 5,5% (2,1 п.п.)

Финансовые доходы в 2014 году сократились на 8,0%, по сравнению с предыдущим годом, что объясняется снижением прибыли по инструментам хеджирования.

Увеличение финансовых расходов до 28 399 млн руб. по итогам 2014 года в основном связано с убытком от курсовых разниц в размере 9 720 млн руб., преимущественно за счет переоценки обязательств по финансовому лизингу, увеличением процентных расходов (до 4 934 млн руб.) и убытком по инструментам хеджирования и их переоценки (13 740 млн руб.).

В результате влияния вышеуказанных факторов чистый убыток Группы по итогам 2014 года составил 17 146 млн руб.

Чистая прибыль, скорректированная на убытки от курсовых разниц вследствие переоценки обязательств по финансовому лизингу, а также начисление резервов по дебиторской задолженности, возврату воздушных судов и прочие единоразовые эффекты, за 2014 год составила 10 844 млн руб.

Долговая нагрузка

Млн руб., если не указано иное 31.12.2014 31.12.2013 Изменение
Кредиты и займы 24 203 13 406 80,5%
Финансовая аренда 149 278 72 036 107,2%
Пенсионные обязательства 659 707 (6,8%)
Таможенные пошлины 169 436 (61,2%)
Общий долг 174 309 86 585 101,3%
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции 27 508 18 932 45,3%
Чистый долг 146 801 67 653 117,0%
Чистый долг/EBITDA 5,9х 2,1х -

Рост общего долга на 101,3% за 12 месяцев, завершившихся 31 декабря 2014 года, до 174 309 млн руб. связан преимущественно с увеличением обязательств по контрактам финансовой аренды, номинированным в иностранной валюте, вследствие изменения курса рубля по отношению к доллару и евро.

По состоянию на 31 декабря 2014 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным Группе «Аэрофлот» в крупнейших российских и международных банках, составлял 21,6 млрд руб.

Конференц-звонок и вебкаст по результатам 2014 года

Сегодня Аэрофлот проведет конференц-звонок и вебкаст для инвесторов и аналитиков с участием Шамиля Курмашова, заместителя генерального директора по финансам и управлению сетью и доходами ОАО «Аэрофлот» и Джорджио Каллегари, заместителя генерального директора по стратегии и альянсам ОАО «Аэрофлот».

Время начала звонка и вебкаста: 17:00 по Московскому времени (14:00 по Лондону, 9:00 по Нью-Йорку).

Телефонные номера для подключения к конференции и ссылка на вебкаст приведены ниже.

Номера для подключения к звонку:

Россия: +7 495 213 0977

Великобритания: +44 20 3427 1912

Великобритания (toll free): 0 800 279 4841

США: +1 212 444 0896

США (toll free): 1 877 280 1254

Номер конференции: 1711281

Ссылка на вебкаст:

www.audio-webcast.com/cgi-bin/visitors.ssp

Контакты для инвесторов:

Аэрофлот

Отдел по связям с инвесторами

+7 (495) 258-06-86

ir@aeroflot.ru

Контакты для СМИ:

Аэрофлот

Пресс-служба

+7 (495) 752-90-71

+7 (499) 500-73-87

+7 (495) 753-86-39

presscentr@aeroflot.ru

АЭРОФЛОТ — лидер воздушного транспорта России, член глобального авиационного альянса SkyTeam. Совокупная маршрутная сеть альянса насчитывает 1052 пункта в 177 странах. В 2014 году Аэрофлот перевез 23,6 млн человек, а с учетом авиакомпаний Группы «Аэрофлот» — 34,7 млн.

Аэрофлот в 2014 году в третий раз стал обладателем престижной международной премии SkyTrax World Airline Awards в категории «Лучшая авиакомпания Восточной Европы».

Аэрофлот располагает самым молодым самолетным парком в мире (среди крупных авиакомпаний), который насчитывает 153 воздушных судна. Аэрофлот базируется в Москве, в международном аэропорту Шереметьево.

Аэрофлот входит в число мировых лидеров по обеспечению безопасности полетов. Коэффициент программы Европейской комиссии SAFA у Аэрофлота соответствует уровню ведущих мировых авиакомпаний.

Аэрофлот первым из российских перевозчиков вошел в реестр операторов IOSA и постоянно подтверждает этот сертификат. Авиакомпания успешно прошла аудит безопасности наземного обслуживания ISAGO. Интегрированная система менеджмента ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» сертифицирована по стандартам ISO 9001:2008 и ISO 14001:2004.

 


 

[1] EBITDAR = EBITDA до вычета расходов по операционной аренде. EBITDA = прибыль от операционной деятельности + амортизация + таможенные пошлины.

 

[2] Чистая прибыль, скорректированная на убытки от курсовых разниц, а также на начисление резервов по дебиторской задолженности, возврату воздушных судов и прочие единоразовые эффекты.

 

 

 

[3] EBITDAR = EBITDA до вычета расходов по операционной аренде. EBITDA = прибыль от операционной деятельности + амортизация + таможенные пошлины.

 

[4] Чистая прибыль, скорректированная на убытки от курсовых разниц, а также на начисление резервов по дебиторской задолженности, возврату воздушных судов и прочие единоразовые эффекты.

 

[5] Чистая прибыль, скорректированная на убытки от курсовых разниц, а также на начисление резервов по дебиторской задолженности, возврату воздушных судов и прочие единоразовые эффекты.