Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2015 года

30-11-2015

Москва, 30 ноября 2015 г. – Группа «Аэрофлот» (далее «Группа», тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала промежуточную финансовую отчетность за девять месяцев 2015 года, подготовленную в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности.

Ключевые операционные и финансовые результаты Группы «Аэрофлот» за 9 месяцев 2015 года:

  • Пассажиропоток за первые девять месяцев 2015 года увеличился на 13,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе в сегменте внутренних перевозок – на 34,2%;
  • Доля рынка[1] Группы «Аэрофлот» увеличилась на 5,0 процентных пунктов (п.п.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 35,2%;
  • Выручка увеличилась на 30,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 309 510 млн руб.;
  • Рентабельность EBITDAR[2] увеличилась на 8,6 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 25,6%;
  • Рентабельность EBITDA[2] увеличилась на 5,5 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 15,5%;
  • Операционная прибыль составила 36 808 млн руб., что более чем в два раза превышает показатель за аналогичный период прошлого года;
  • Чистая прибыль составила 1 826 млн руб. против чистого убытка в размере 3 563 млн руб. за аналогичный период прошлого года.

Шамиль Курмашов, заместитель генерального директора по финансам и управлению сетью и доходами ПАО «Аэрофлот», прокомментировал:

«Результаты, которые мы публикуем сегодня, отражают успешную реализацию наших инициатив, направленных на повышение эффективности бизнеса Группы в сложных экономических условиях. На фоне общего сокращения объемов авиаперевозок в России Группа по итогам девяти месяцев 2015 года продемонстрировала рост пассажиропотока на 13,3%, увеличив долю рынка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Благодаря росту операционных показателей выручка Группы за отчетный период увеличилась на 30,8%. В то же время наша работа по оптимизации парка воздушных судов и сокращению издержек позволила сдержать рост операционных расходов, несмотря на значительные изменения валютных курсов. В результате показатели рентабельности EBITDA и EBITDAR увеличились на 5,5 и 8,6 процентных пункта до 15,5% и 25,6% соответственно. Кроме того, по итогам третьего квартала 2015 года Группа показала чистую прибыль в размере 5,4 млрд руб., а за 9 месяцев этот показатель составил 1,8 млрд рублей.

В сентябре-ноябре 2015 года Группа «Аэрофлот» эффективно выполнила поставленную Правительством РФ задачу по осуществлению перевозок пассажиров авиакомпании «Трансаэро», предотвратив риски перебоев в работе гражданской авиации. Успешная реализация данного антикризисного проекта будет способствовать дальнейшему увеличению нашего пассажиропотока и маршрутной сети, а также прибыльному росту Группы «Аэрофлот» по мере восстановления российской экономики».

Основные производственные показатели

 

Показатель9 мес. 20159 мес. 2014Изменение

Пассажиропоток, тыс. чел.

30 053,526 530,813,3%
- международные перевозки12 274,313 286,87,6%
- внутренние перевозки17 779,213 244,034,2%
Пассажирооборот, млн пкм74 453,469 108,87,7%
- международные перевозки40 183,842 732,0(6,0%)
- внутренние перевозки34 269,626 376,829,9%
Предельный пассажирооборот, млн ккм93 940,687 297,57,6%
- международные перевозки50 933,755 037,3(7,5%)
- внутренние перевозки43 006,932 260,233,3%
Занятость кресел, %79,3%79,2%0,1 п.п.
- международные перевозки78,9%77,6%1,3 п.п.
- внутренние перевозки79,7%81,8%(2,1 п.п.)

За первые 9 месяцев 2015 года Группа «Аэрофлот» перевезла 30,1 млн пассажиров, что на 13,3% превышает результат аналогичного периода прошлого года.  

Основные финансовые показатели

Млн руб., если не указано иное9 мес. 20159 мес. 2014Изменение
Выручка309 510236 69830,8%
EBITDAR[2]79 18740 18097,1%
Рентабельность EBITDAR25,6%17,0%8,6 п.п.
EBITDA[2]47 84623 559103,1%
Рентабельность EBITDA15,5%10,0%5,5 п.п.
Операционная прибыль36 80813 662169,4%
Рентабельность опер. прибыли11,9%5,8%6,1 п.п.
Прибыль/(убыток) за период1 826(3 563)-

Выручка

Млн руб., если не указано иное9 мес. 20159 мес. 2014Изменение
Выручка от пассажирских перевозок262 080202 17429,6%
   в т.ч. регулярные перевозки258 219188 83436,7%
   чартерные перевозки3 86113 340(71,1%)
Выручка от грузовых перевозок6 4825 9688,6%
Прочая выручка40 94828 55643,4%
Выручка итого309 510236 69830,8%

Выручка Группы «Аэрофлот» за 9 месяцев 2015 года увеличилась на 30,8% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составила 309 510 млн руб., что объясняется ростом выручки от регулярных пассажирских перевозок и прочей выручки.

На фоне роста пассажиропотока Группы за 9 месяцев 2015 года на 13,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 36,7% и составила 258 219 млн руб. Выручка от чартерных перевозок снизилась на 71,1% до 3 861 млн руб., что связано со стратегией Группы по сокращению присутствия в данном рыночном сегменте и с общей рыночной динамикой туристических перевозок.

Выручка от грузовых перевозок за 9 месяцев 2015 года увеличилась на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года несмотря на снижение объемов перевозок грузов и почты на 4,6%, что объясняется ростом доходных ставок в данном сегменте.

Прочая выручка увеличилась на 43,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 40 948 млн руб., что в основном обусловлено ростом номинированных в иностранной валюте доходов по соглашениям с авиакомпаниями вследствие изменения валютного курса. 

Операционные расходы

Млн руб., если не указано иное9 мес. 20159 мес. 2014Изменение
Обслуживание воздушных судов и пассажиров56 33345 36124,2%
Расходы на оплату труда40 64338 2256,3%
Расходы по операционной аренде31 34116 62188,6%
Техническое обслуживание воздушных судов21 80916 43032,7%
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы17 79014 30324,4%
Амортизация и таможенные пошлины11 0389 89711,5%
Прочие расходы/доходы, нетто22 74717 46130,3%
Операционные расходы за исключением авиационного топлива201 701158 29827,4%
Расходы на авиационное топливо71 00164 7389,7%
Операционные расходы итого272 702223 03622,3%

Расходы на авиационное топливо за 9 месяцев 2015 года увеличились на 9,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 71 001 млн руб., что связано с ослаблением курса рубля, а также увеличением объемов перевозок. Без учета эффекта валютного курса расходы на авиационное топливо снизились на 19,3% за счет снижения цен на нефть и реализации Группой мер по повышению топливной эффективности.

Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 27,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 201 701 млн руб.

Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 56 333 млн руб., увеличившись на 24,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что в основном связано с изменением курса рубля к мировым валютам. Без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 7,1%, в основном за счет расширения масштабов деятельности и роста пассажиропотока, а также изменения тарифов на услуги.

Расходы на оплату труда увеличились на 6,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 40 643 млн руб. в основном в результате роста рублевого эквивалента зарплат сотрудников международных представительств Аэрофлота, а также дополнительных мотивационных выплат бортовым экипажам.

Расходы по операционной аренде воздушных судов составили 31 341 млн руб., увеличившись на 88,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в основном за счет изменения курса рубля к мировым валютам (данный вид расходов практически полностью номинирован в долларах США). Дополнительное влияние оказало расширение парка воздушных судов (чистое увеличение числа воздушных судов в операционной аренде составило 17 самолетов или 9,3% по сравнению с 30 сентября 2014 года), а также рост ставки LIBOR в течение отчетного периода.

Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 32,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 21 809 млн руб. в основном в связи с изменением курса рубля к мировым валютам. Без учета эффекта валютного курса расходы по данной статье увеличились на 10,4%.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 24,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 17 790 млн руб. Увеличение расходов по данной статье связано с ростом коммерческих и маркетинговых расходов, номинированных долларах США и евро.

Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились на 11,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 11 038 млн руб., что связано с поступлением в состав парка воздушных судов Группы шести новых лайнеров Boeing 777-300ER по договорам финансового лизинга в течение прошлого года.

Прочие расходы/доходы (нетто) увеличились на 30,3% до 22 747 млн руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в связи с ростом расходов на обслуживание систем продаж, а также расходов, связанных с продажей товаров duty free на борту. Положительное влияние на данную статью оказало возмещение топливного акциза в результате законодательных изменений в РФ.

В результате влияния вышеуказанных факторов операционная прибыль Группы за 9 месяцев 2015 года составила 36 808 млн руб. (11,9% от выручки). Показатель EBITDAR составил 79 187 млн руб. при увеличении рентабельности на 8,6 п.п. до 25,6%.

Неоперационные прибыли и убытки

Млн руб., если не указано иное9 мес. 20159 мес. 2014Изменение
Операционная прибыль36 80813 662169,4%
Финансовые доходы7 9871 684374,3%
Финансовые расходы(21 116)(18 609)13,5%
Реализация результата хеджирования(15 731)--
Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий(28)22-
Прибыль/(убыток) до налогообложения7 920(3 241)-
Расход по налогу на прибыль(6 094)(322)-
Прибыль/(убыток) за период1 826(3 563)-

Финансовые доходы за 9 месяцев 2015 года увеличились более чем в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 7 987 млн руб., что объясняется преимущественно положительными курсовыми разницами при возврате предоплат по воздушным судам, процентами по депозитам, а также положительным эффектом от переоценки производных финансовых инструментов, не учитываемых по правилам хеджирования

Увеличение финансовых расходов до 21 116 млн руб. за 9 месяцев 2015 года в основном связано с обесценением займа, выданного «Трансаэро», а также увеличением процентных расходов и реализованным убытком по производным финансовым инструментам, не учитываемых по правилам хеджирования.

Убыток от реализации результата хеджирования составил 15 731 млн руб. и обусловлен исполнением обязательств по производным финансовым инструментам, отраженным в капитале, а также реализованным результатом хеджирования выручки в долларах США лизинговыми обязательствами в той же валюте.

В результате влияния вышеуказанных факторов чистая прибыль Группы по итогам 9 месяцев 2015 года составила 1 826 млн руб.

Долговая нагрузка

Млн руб., если не указано иное30.09.201531.12.2014Изменение
Кредиты и займы40 31124 20366,6%
Финансовая аренда154 986149 2783,8%
Пенсионные обязательства73465911,4%
Таможенные пошлины-169-
Общий долг196 031174 30912,5%
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции34 15127 50824,1%
Чистый долг161 880146 80110,3%
Чистый долг/EBITDA3,3х5,9х-

Общий долг по состоянию на 30 сентября 2015 года увеличился на 12,5% по сравнению с показателем на 31 декабря 2014 года и составил 196 031 млн руб. в основном за счет увеличения кредитов и займов, а также переоценки обязательств по финансовому лизингу.

По состоянию на 30 сентября 2015 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным Группе «Аэрофлот» в крупнейших российских и международных банках, составлял 22,8 млрд руб.


[1] С учетом иностранных авиакомпаний.

[2] EBITDAR = EBITDA до вычета расходов по операционной аренде. EBITDA = прибыль от операционной деятельности + амортизация + таможенные пошлины.

 

Контакты для инвесторов:

Аэрофлот

Отдел по связям с инвесторами

+7 (495) 258-06-86

ir@aeroflot.ru

Контакты для СМИ:

Аэрофлот

Пресс-служба

+7 (495) 752-90-71
+7 (499) 500-73-87
+7 (495) 753-86-39

presscentr@aeroflot.ru