Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за первый квартал 2020 года

02-06-2020

Москва, 2 июня 2020 г. – Группа «Аэрофлот» (далее «Группа», тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала сокращенную консолидированную промежуточную финансовую отчетность за три месяца 2020 года, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Ключевые финансовые результаты Группы «Аэрофлот» за 1 квартал 2020 года:

  • выручка снизилась на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 123 894 млн руб.;
  • показатель EBITDA составил 13 054 млн руб.;
  • чистый убыток составил 22 484 млн руб.;
  • скорректированный чистый убыток (без учета неденежной переоценки валютных обязательств по лизингу) составил 15 774 млн руб.

Андрей Чиханчин, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот», прокомментировал:

Положительные тенденции 2019 года, в том числе рост доходных ставок и снижение операционных затрат, продолжились в начале 2020 года и должны были обеспечить улучшение рентабельности и финансового результата в отчетном периоде. Однако беспрецедентное влияние коронавирусной инфекции на авиацию привело к практически полной остановке международных полетов, а также к значительному снижению пассажиропотока на внутренних авиалиниях, что нивелировало положительную динамику начала года и значительно ухудшило финансовый результат в марте.

Остановка полетов затронула все без исключения авиакомпании мира и вызвала сильнейший за десятилетия кризис в отрасли. Авиация во всем мире признана как одна из наиболее сильно пострадавших отраслей.

В ответ на сложившуюся ситуацию Группой «Аэрофлот» были разработаны и начали внедряться масштабные оптимизационные меры. Первоочередной мерой стало сокращение выставленных емкостей, что позволило сократить убыток в ситуации снижения спроса, когда пассажиры массово начали отменять и переносить даты бронирований. Кроме того, Компания приступила к сокращению общехозяйственных, управленческих, консультационных, маркетинговых расходов, включая полный отказ от рекламных мероприятий. Менеджмент инициировал переговоры по реструктуризации обязательств Компании и ведет непрерывный диалог с контрагентами об улучшении условий и оптимизации графиков платежей.

В условиях почти полного отсутствия доходов от пассажирских перевозок потребовались нестандартные решения. С учетом стабильной динамики грузового рынка Компания смогла успешно переориентировать ряд широкофюзеляжных воздушных судов под грузовые перевозки, что обеспечило положительную динамику по грузовой выручке.

Реализация указанных мер позволила сдержать размер чистого убытка по итогам первого квартала, который составил 22,5 млрд руб. Данный убыток включает 6,7 млрд руб. неденежной переоценки валютных обязательств по лизингу, частично отраженной в отчете о прибылях и убытках. Без учета данного «бумажного» эффекта чистый убыток сопоставим с аналогичным периодом прошлого года.

Практически полная остановка полетов в апреле и мае приведет к значительному ухудшению финансового результата по итогам второго квартала. Однако, начиная с июня Группа «Аэрофлот» приступает к постепенному возобновлению программы полетов, в частности, с самого начала месяца возобновляет полеты авиакомпания «Победа». Менеджмент делает все возможное, чтобы Группа смогла пройти этот серьезнейший для авиации кризис и была готова к восстановлению рынка, которое, по нашим ожиданиям, начнется в самое ближайшее время».

Основные производственные показатели

Показатель 1 кв. 2020 1 кв. 2019 Изменение
Пассажиропоток, тыс. чел. 11 196 12 764 (12,3%)
- международные перевозки 4 514 5 731 (21,2%)
- внутренние перевозки 6 682 7 033 (5,0%)
Пассажирооборот, млн пкм 29 035 33 544 (13,4%)
- международные перевозки 16 581 20 565 (19,4%)
- внутренние перевозки 12 454 12 978 (4,0%)
Предельный пассажирооборот, млн ккм 40 859 43 044 (5,1%)
- международные перевозки 23 451 26 547 (11,7%)
- внутренние перевозки 17 407 16 497 5,5%
Занятость кресел, % 71,1% 77,9% (6,9 п.п.)
- международные перевозки 70,7% 77,5% (6,8 п.п.)
- внутренние перевозки 71,5% 78,7% (7,1 п.п.)

В 1 квартале 2020 года Группа «Аэрофлот» перевезла 11,2 млн пассажиров, что на 12,3% ниже результата аналогичного периода 2019 года. На операционные результаты 1 квартала повлияла динамика спроса и значительные ограничения на полеты, связанные с распространением коронавирусной инфекции в мире. Наиболее сильно пострадали показатели международных перевозок в результате фактического закрытия международного сообщения в марте. Остановка международных рейсов также повлияла на показатели внутренних линий вследствие выпадения трансфера из/в российские регионы со стыковкой в Москве. Постепенное введение ограничений на передвижения и опасения пассажиров совершать перелеты также повлияли на показатели внутренних перевозок.

Основные финансовые показатели

Млн руб., если не указано иное

1 кв. 2020

1 кв. 2019

Изменение

Выручка

123 894

138 041

(10,2%)

EBITDA

13 054

21 333

(38,8%)

Рентабельность EBITDA

10,5%

15,5%

(5,0 п.п.)

Убыток за период

(22 484)

(15 746)

42,8%

Скорректированный убыток за период*

(15 774)

(15 746)

0,2%

* Без учета неденежной переоценки валютных обязательств по лизингу.

Выручка

Млн руб., если не указано иное

 

1 кв. 2020

1 кв. 2019

Изменение

Выручка от пассажирских перевозок

 

106 608

119 255

(10,6%)

в т. ч. регулярные перевозки

 

102 139

113 391

(9,9%)

чартерные перевозки

 

4 469

5 864

(23,8%)

Выручка от грузовых перевозок

 

4 804

4 173

15,1%

Прочая выручка

 

12 482

14 613

(14,6%)

Выручка итого

 

123 894

138 041

(10,2%)

Выручка Группы «Аэрофлот» в 1 квартале 2020 года снизилась на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составила 123 894 млн руб.

Выручка от регулярных пассажирских перевозок снизилась на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 102 139 млн руб., что связано с сокращением пассажиропотока на фоне пандемии коронавируса.

Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 15,1%, до 4 804 млн руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 11,6%.

Прочая выручка снизилась на 14,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 12 482 млн руб.

Операционные расходы

Млн руб., если не указано иное 1 кв. 2020 1 кв. 2019 Изменение
Обслуживание воздушных судов и пассажиров 27 444 28 871 (4,9%)
Амортизация и таможенные пошлины 26 210 27 232 (3,8%)
Расходы на оплату труда 21 124 22 579 (6,4%)
Техническое обслуживание воздушных судов 9 225 6 174 49,4%
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы 6 188 6 669 (7,2%)
Прочие расходы 8 255 8 715 (5,3%)
Операционные расходы за исключением авиационного топлива 98 446 100 240 (1,8%)
Расходы на авиационное топливо 38 604 43 700 (11,7%)
Операционные расходы итого 137 050 143 940 (4,8%)

Операционные расходы в 1 квартале 2020 года снизились на 4,8% и составили 137 050 млн руб., что обусловлено преимущественно сокращением объема операционной деятельности – выставленные емкости снизились на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также реализацией инициатив по сокращению постоянных расходов.

Расходы на авиационное топливо снизились на 11,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 38 604 млн руб. на фоне уменьшения объема перевозок и налета часов.

Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, снизились на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 98 446 млн руб.

Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров снизились на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 27 444 млн руб. в связи с уменьшением объемов перевозок. При этом в связи с повышенным фокусом на безопасности пассажиров и противодействии распространению вируса были внедрены дополнительные процедуры предполетной подготовки и дезинфекции воздушных судов.

Расходы на амортизацию и таможенные пошлины снизились на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 26 210 млн руб. Снижение данной статьи расходов обусловлено уменьшением парка Группы в течение 12 месяцев на 11 воздушных судов.

Расходы на оплату труда снизились на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 21 124 млн руб., прежде всего за счет сокращения затрат на оплату труда управленческого персонала.

Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 49,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 9 225 млн руб. Около трети данного роста приходится на плановое увеличение объема работ по сравнению с сопоставимым периодом, а оставшаяся часть роста расходов – преимущественно на дополнительную подготовку воздушных судов к возврату лизингодателям. Дополнительное давление оказал курсовой фактор.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы снизились на 7,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 6 188 млн руб. за счет дополнительных масштабных оптимизационных мер в отношении общехозяйственных, консультационных, маркетинговых расходов, включая полный отказ от проведения рекламных мероприятий. Кроме того, повлияло уменьшение затрат на системы бронирования в результате снижения спроса и закрытия бронирований на ближайшие месяцы.

Прочие расходы снизились на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 8 255 млн руб.

В результате влияния вышеуказанных факторов показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации (EBITDA) составил 13 054 млн руб.

Неоперационные прибыли и убытки

Млн руб., если не указано иное 1 кв. 2020 1 кв. 2019 Изменение
Убыток от операционной деятельности (13 156) (5 899) 2,2х
(Убыток) / прибыль от инвестиций, нетто (612) 227 -
Финансовые доходы 1 897 1 506 26,0%
Финансовые расходы (11 842) (14 547) (18,6%)
Реализация результата хеджирования (7 360) (1 017) 7,2х
Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий 3 40 (92,5%)

Финансовые доходы в 1 квартале 2020 года увеличились на 26,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 1 897 млн руб., что связано с ростом прибыли от курсовых разниц.

Финансовые расходы снизились на 18,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 11 842 млн руб., что в основном связано с уменьшением процентных расходов по аренде в результате снижения численности парка воздушных судов, включая вывод широкофюзеляжных самолетов.

Убыток от реализации результата хеджирования (статья, в которой отражаются учетные движения по валютным обязательствам по лизингу) составил 7 360 млн руб. Данная сумма включает неденежную переоценку лизинговых обязательств в размере 6 710 млн руб. Девальвация рубля в течение отчетного периода привела к переоценке долгового портфеля и в связи со снижением выручки, получаемой Группой в валюте, в соответствии с применяемыми учетными принципами часть данной переоценки отражается в отчете о прибылях и убытках. Данная переоценка не является реализованным убытком Группы, то есть не связана с реальным оттоком денежных средств.

Чистый убыток Группы «Аэрофлот» за 1 квартал 2020 года составил 22 484 млн руб. С учетом корректировки на неденежную переоценку валютных обязательств по лизингу скорректированный чистый убыток составил 15 774 млн руб.

Долговая нагрузка

Млн руб., если не указано иное 31.03.2020 31.12.2019 Изменение
Кредиты и займы 46 397 15 792 2,9х
Обязательства по аренде 698 979 557 124 25,5%
Пенсионные обязательства 771 784 (1,7%)
Общий долг 746 147 573 700 30,1%
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции 37 375 25 861 44,5%
Чистый долг 708 772 547 839 29,4%

Общий долг по состоянию на 31 марта 2020 года увеличился на 30,1% по сравнению с показателем на 31 декабря 2019 года и составил 746 147 млн руб. Рост долговой нагрузки связан с переоценкой лизинговых обязательств на отчетную дату в связи с девальвацией рубля на 25,6% (по отношению к доллару США) с начала года, а также в связи с целенаправленной работой Компании по накоплению ликвидности на фоне значительного снижения ожидаемых доходов.